Если нужно, проконсультируем по телефону или почте – просто напишите нам сообщение и укажите предпочтительный способ для связи.
По моим наблюдениям процессы трансформации розницы, активно начавшиеся в пандемию, продолжатся в ближайшие годы. Наше привычное восприятие торговых центров меняется. Если раньше мы приходили в торговые центры за порцией эндорфинов, − удовольствием от новых покупок, развлечениями, общением – то сегодня, с введением обязательных QR-кодов, здания ТРЦ превращаются в режимные объекты. Людям, желающим сделать покупки и развеяться, приходится преодолевать множество барьеров: перед входом в центр вас «досмотрят» на наличие маски, измерят температуру, затем проверят ваш QR-код, и только потом − если вам, конечно, повезет попасть внутрь, − вы сможете наконец-то потратить свои деньги. Ходят слухи, что в каждый ТРЦ на вход поставят росгвардейца, так как обычные сотрудники ЧОПов не имеют права проверять паспорта граждан, что необходимо для сверки QR-кодов. Так шопинг превратился в изматывающий квест, чтобы дойти до его финала мотивация покупателей должна быть очень сильной!
Несмотря на то, что торговля была и остается одним из самых высокомаржинальных видов бизнеса, девелоперы в условиях ковид-кризиса опасаются инвестировать в строительство крупных торгово-развлекательных центров. В новой реальности очень сложно спрогнозировать основное − проходимость объекта, а следовательно, рассчитать период окупаемости. По этой причине инвесторы делают ставку на проекты небольших ТЦ, «якорем» которых выступает, как правило, продуктовый супермаркет, а в качестве сопутствующих арендаторов – торговая галерея магазинов с ассортиментной линейкой, дополненной товарами первой необходимости.
Особенно сильно ужесточение санитарно-ограничительных требований ударило по ТРЦ в регионах. В провинции, где культурные мероприятия в дефиците, торговые центры – это больше, чем просто шопинг; вокруг них десятилетиями планомерно формировалась культурная повестка. На площадках торговых объектов проходили концерты и мастер-классы, устраивались блошиные рынки и проводились праздники…Вдали от больших городов торговые центры – это некое подобие советских домов культуры! Не говоря уже о том, что розничная торговля всегда была драйвером экономики и создавала рабочие места для сотен тысяч граждан по всей стране.
Однако 2 года пандемии и введения ограничительных мер сильно ударили по ретейлу. В планах развития розничных магазинов на следующий год − сокращение открытия новых торговых точек. В 2022 году в рознице мы будем наблюдать процессы коррекции, оптимизации и, возможно, закрытие и уход с рынка отдельных брендов.
Я прогнозирую появление новых «гибридных» форматов розничных магазинов. Если раньше, до всех последствий пандемии, у нас было четкое разделение розничных магазинов по форматам − например, спортивные товары, магазины электроники, fashion-сегмент и т.п. – то в период локдаунов стали появляться новые удивительные форматы. Чтобы продолжить работу, розничные магазины оперативно ввели в свою ассортиментную линейку товары первой необходимости (в соответствии с Распоряжением Правительства №762-р доля таких товаров в ассортиментной линейке магазина должна составлять не менее 30%). Что же мы имеем в итоге? В обувных магазинах продаются предметы гигиены, а в торговых помещениях непродовольственных магазинов, в прикассовой зоне, стоят гречка, чипсы и зубная паста. Скорее всего, уже в ближайшем будущем мы будем иметь дело с изменением классических форматов розничных магазинов, ассортиментные линейки многих брендов станут более универсальными.
Объединение онлайн- и офлайн-каналов в единую систему продаж бренда – это вполне сформировавшийся тренд, который продолжит набирать силу. Покупатели часто подыскивают товары вживую, а потом совершают покупки онлайн, и наоборот. Главное – обеспечить им эту возможность выбора. Поэтому сами офлайн- магазины станут больше походить на шоу-румы, куда люди приходят знакомиться с продукцией. Следует отметить, что многие товарные категории сильно ушли в онлайн за последние годы – детские товары, бытовая техника, одежда и обувь, – и по мере развития интернет-технологий доля e-commerce продолжит расти, особенно в крупных городах с развитой логистикой. В то же время формат розничных магазинов будет сокращаться – и по объему площадей, и по количеству персонала. Тем не менее это не значит, что интернет-торговля вытеснит традиционные розничные магазины. Восприятие информации с монитора никогда не заменит реальных тактильных ощущений в процессе выбора и совершения покупки, приятного общения с консультантом, удовольствия от атмосферы красивого магазина.